Малому бизнесу дорогу!

В 2012 году столичные власти во главе с действующим мэром Сергеем Собяниным начали настоящую войну против малого бизнеса под предлогом возвращения Москве исторического облика и борьбы с «незаконным» самостроем, якобы угрожающим жизни и здоровью людей. Постановление Правительства Москвы № 614-ПП утвердило перечень мер, направленных на «освобождение земельных участков от незаконно размещённых на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства». За этим последовал варварский снос ларьков и павильонов по всей Москве.

Малый бизнес принесли в жертву монополии торговых сетей

Число павильонов мелкорозничной торговли и ларьков уменьшалось буквально на глазах. «Боксы» с полезными мелочами типа воды, шоколадок, хлебобулочных изделий, уютные маленькие кафе, продуктовые магазины превращались в груды металлолома. Власти грубейшим образом уничтожали бизнес честных предпринимателей, законопослушных людей, зачастую инвестировавших личные средства в развитие сектора. Их бизнес был источником налогов в городской бюджет, создавал тысячи рабочих мест, многие предприниматели активно выступали с инициативами развития малого бизнеса в стране.

Борьба с мелкорозничной торговлей сначала в Москве, а затем и по всей России зачастую осуществлялась незаконно, в нарушение установленного порядка, без обязательного постановления суда по каждому отдельному объекту. Многие уничтоженные торговые точки в Москве были оформлены по всем требованиям законодательства, их владельцы исправно предоставляли финансовую отчётность, не имели проблем с санитарным и пожарным контролем.

В результате тысячи предпринимателей потеряли свой бизнес, а сотни тысяч граждан работу. Время показало, кто выиграл от этого крайне спорного решения. Ликвидация точек мелкорозничной торговли позволила владельцам гипермаркетов и супермаркетов, таких как «Пятёрочка», «Магнит», «Дикси» и т.д., фактически поделить рынок в своих интересах. Их владельцы стали богатейшими людьми страны. В 2018 году X5 Retail Group, владеющая магазинами формата «у дома» под брендом «Пятёрочка», супермаркетами «Перекрёсток» и гипермаркетами «Карусель» заняла второе место в рейтинге российских компаний по версии Forbes.

Ритейл сети захватили большую часть рынка реализации продуктовых товаров, превратив целую отрасль в личную монополию. В результате фактического отсутствия конкуренции произошёл резкий рост цен на основные товары. На фоне финансового кризиса, ослабления курса рубля и падения реальных доходов населения чрезмерно высокие цены на продукты питания привели к тому, что расходы многих домохозяйств на продовольственные товары достигли 50% семейных бюджетов. Тяжёлое финансовое положение уже вынуждает многих использовать для покупки еды потребительские кредиты…

Мелкорозничная торговля возвращается

В конце прошлого года Министерство промышленности и торговли внесло в Государственную Думу законопроект о нестационарной и мобильной торговле. В Министерстве объясняют инициативу нехваткой торговых площадей и большим количеством производителей, желающих видеть свои продукты на полках торговых сетей.

Вероятно, в Правительстве осознали, что захват ритейлерами розничной торговли в российских городах, вытеснение небольших торговых точек и фактическая монополизация отрасли дополнительно ударили по покупательной способности в стране. Средняя сумма чека в торговых сетях неуклонно падает, и одним только регулированием цен сверху ситуацию уже не исправить. Кто-то в Правительстве явно задумался о необходимости возвращения реальной конкуренции в торговлю.

И это правильно! Социальная стабильность и материальное благополучие большинства граждан стоят того, чтобы немного потеснить ретейлеров на рынке розничной торговли. Объекты мелкорозничной торговли составят конкуренцию сетевым магазинам, дадут возможность небольшим предприятиям реализовывать свою продукцию, обеспечат сотни тысяч людей рабочими местами. Но вот вопрос, для чего было доводить ситуацию до катастрофы, уничтожать малый бизнес в Москве и других городах, лишать людей работы, чтобы потом возвращать всё на круги своя? И сколько времени потребуется Минпромторгу, чтобы претворить в жизнь эту инициативу? Год, два, три? Не скатимся ли мы за это время в ещё большую социально-экономическую пропасть?

Георгий ФЕДОРОВ