Почему коммунальщики разучились убирать снег в Москве

В конце января – начале февраля в Москве по данным Гидрометцентра выпала месячная норма осадков. На этот раз транспортного коллапса удалось избежать, но отнюдь не усилиями городских коммунальных служб. Месячная норма снега, выпавшая за несколько дней, очень скоро растаяла с наступлением плюсовой температуры. Тем не менее, засыпанные снегоуборочной техникой тротуары, заблокированные сугробами  припаркованные автомобили, нечищеные дворы, горы снега, перемешанного с грязью и реагентом, всего этого москвичи вновь получили в избытке.

И как всегда единственная оперативная мера столичных служб – тонны реагента, который физически не справляется с объемом выпавших осадков и который к тому же необходимо также оперативно убирать с московских улиц. Самое ужасное в ежегодных снежных приключениях столицы – нежелание московских чиновников признавать неэффективную, даже отвратительную работу коммунальных служб.

Я как человек, родившийся в Москве в начале 1970-х гг., могу подтвердить, что раньше город так не страдал от последствий внезапных снегопадов, а коммунальщики были куда более расторопными в вопросе уборки вверенной территорий.

Какие угрозы несут в себе реагенты, используемые отечественными коммунальщиками?

Несмотря на то, что в большинстве случаев на российские дороги сыпется смесь на основе хлорида калия и хлорида калия, на дорогах они смешиваются с другими веществами: частицы автомобильных покрышек, содержащих большое число химических компонентов, жидкости для омывания автомобильных стекол, частицы разрушенного дорожного покрытия и многое другое. А с наступлением тепла все это в избытке попадает в почву, вызывая, по данным экологов, не только отравление плодородного слоя, но и увеличение его электропроводности, усиливая коррозию металлоконструкций. А это и трубопроводы,  и сваи домов, и металлическая арматура…

Да, при условии оперативной работы коммунальных служб опасная для экологии смесь не успеет попасть в почву. Но в этом и кроется суть проблемы: коммунальные службы в Москве попросту не могут работать эффективно. В результате, каша из снега, грязи и химикатов может лежать на тротуарах и газонах наших городов месяцами, пока не растает сама по себе.

В тех же США, особенно в северных штатах, и тем более в Канаде количество осадков зимой тоже вынуждает коммунальные службы использовать химические реагенты для борьбы с гололедом. При этом сама система очистки дорог от снега в этих странах не в пример лучше российской: растаявший снег и лед оперативно очищается спецтехникой в течение нескольких часов.

А в странах Центральной и даже Северной Европы, климат в которых похож на российский, реагенты уже давно признаны оказывающими непоправимый вред окружающей среде. При этом, транспортный коллапс из-за обильных осадков – крайне редкое для Европы явление. А все потому, что снегоуборочная техника дежурит на дорогах практически круглосуточно и в течение нескольких часов готова приступить к расчистке снега. В Москве коммунальные службы приступают к уборке улиц и дорог в лучшем случае спустя сутки после начала очередного снегопада.

Причины некачественной работы коммунальных служб Москвы

Главная причина в том, что власти Москвы в лице мэрии ни за что не отвечают. Уборка улиц, дорог, дворов и придомовых территорий попросту не является компетенцией городских служб. На все есть подрядчик, выигравший тендер на обеспечение муниципальных нужд через систему государственных закупок.

Отсюда вытекает вторая причина – коррупция. Как и любая «денежная» отрасль в нашей стране, уборка московских улиц превратилась в источник бесконтрольной прибыли ограниченного круга лиц. Несложно представить, как компании, близкие к мэрии или Мосгордуме, из года в год получают миллионные бюджеты, зачастую не имея не только опыта, но даже представления о работе коммунальной инфраструктуры.

В 2018 году, когда Москву буквально завалило снегом, известный московский политик и общественный деятель Сергей Митрохин указывал на явные признаки картельного сговора в тендерах на уборку снега в Москве, направив в электронную приемную Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве обращение с просьбой возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства и признать в действиях участников закупок нарушение закона о конкуренции.

«Тендеры на уборку снега в Москве стоимостью около 1 млрд руб. имеют признаки картельного сговора поставщиков с целью завышения цен, заявил Центр антикоррупционной политики партии «Яблоко», проанализировав условия госзакупок. Партия направила соответствующие жалобы в ФАС.​ В качестве примера эксперты привели 16 аукционов общей стоимостью 427,5 млн руб., в которых участвовали компании «Резерв Проект» и «Проектные решения». Победителем везде стал «Резерв Проект», а предложение «Проектных решений» во всех тендерах было дороже ровно на 0,5%», – отмечается в материале информационного агентства РБК за 22 февраля 2018 года.

Налицо банальная симуляция торгов, с одной стороны, с целью держать высокие цены в отрасли, а с другой, поделить рынок услуг по уборке снега в столице. Это ведет к тому, что в отрасли остаются компании, не заинтересованные в повышении качества работы. Их цель – получить госконтракт, а метровые сугробы на обочинах всегда можно списать на непредвиденные «экстремальные» погодные условия. В результате, в Москве критически не хватает людей для уборки дорог и улиц. О квалифицированных кадрах речи уже идет: в погоне за прибылью компании нанимают максимально дешевую рабочую силу, людей, незнакомых со спецификой работы в многомиллионном мегаполисе.

Ситуация остается неизменной из года в год, а это вскрывает другую проблему – непрозрачность работы коммунальных служб. У общества практически нет действенных рычагов контроля, и многочисленные жалобы и претензии остаются без ответа, чем и пользуются компании-подрядчики. А договоренности с мэрией обеспечивают практически 100% гарантию защиту от «неудобных» проверок со стороны контрольных органов. Как говориться, рука руку моет.

Георгий ФЕДОРОВ